V  Международный литературный конкурс

 

 

Уважаемые братья-казаки и казачки!
Дорогие друзья!

Приглашаем вас принять участие в V Международном литературном конкурсе «О казаках замолвим слово». Положение о проведении литературного конкурса остается, как и ранее, неизменным. 

Читать положение о конкурсе

 

Анонс

Уважаемые читатели!

Вышел в свет очередной,
№1-2019 г номер журнала "Казаки".

Наряду с традиционными рубриками номера, опубликованы материалы об образовании Всероссийского казачьего общества, о V Большом Круге СКВРиЗ.

Знаковая статья - о геноциде казаков, 100-летие которого отмечается 24 января нынешнего года.

 ООО «Истоки» - предлагает издательско-полиграфические услуги по подготовке и выходу в свет книг, брошюр, альбомов, каталогов и другой печатной продукции.

Подробнее ....

 
 
 
 
 
 

Наши  новости

 
 
  • Содержание журнала Казаки №4 2015 г.

Служба казачья в центре России

Служба казачья в центре России

 

Среди реестровых войсковых казачьих обществ ВКО «Центральное казачье войско» считается самым молодым. Оно было образовано в декабре 1994&nb...

Встречи на сибирской земле

Встречи на сибирской земле

 

Осенью 2015 года в г. Красноярске, в конференц-зале Архиерейского дома, состоялась первая межрегиональная конференция «Духовно-нравственное окор...

Выставка «Золотая лошадь». Десятая, юбилейная

Выставка «Золотая лошадь».  Десятая, юбилейная

 

5 сентября в Ростовской области, на территории конезавода им. Первой Конной армии состоялась X выставка лошадей донской и буденно...

Таежный капитан

Таежный капитан

 

В старину русских путешественников люди восточные почтительно именовали «капитанами». Особенно тех, кто отличался офицерской выправкой и ходил п...

Реквием Албазинскому «сидению»

Реквием Албазинскому  «сидению»

 

Торжественная церемония перезахоронения защитников Албазина с участием амурских казаков 

Обреченность

Обреченность

 

Выражаю глубокую благодарность ветерану XV-го казачьего корпуса – Герберту Михнеру, уряднику 5-го Донского полка Юрию Болоцкову, Зигхарду фон Панн...

Поклонимся великим тем годам…

Поклонимся великим тем годам…

 

Такую акцию провели казаки хуторского казачьего общества «Марьинское» во главе с атаманом Игорем Сокуренко. Трем школам района Марьино горо...

Инвалид-колясочник проехал автостопом из Ростова-на-Дону до Курил

Инвалид-колясочник  проехал автостопом  из Ростова-на-Дону до Курил

 

Путешественник на инвалидной коляске Игорь Скикевич автостопом посетил 55 городов, посвятив свою экспедицию 70-летию Великой Победы, завершив св...

5 лет творческого пути

5 лет творческого  пути

 

В маленьком сибирском городке живет и процветает самобытный коллектив, умеющий свято чтить казачьи традиции, сохранять историю и культ...

Количество бездомных сирот в России за пять лет выросло почти в два раза

Количество бездомных  сирот в России за пять лет  выросло почти в два раза

 

С 2011 по 2015 год численность бездомных сирот в стране выросла с 70 тыс. до 128 тыс. человек. 

Пока суд да дело…

Пока суд  да дело…

 

В одной из исправительно-трудовых колоний, расположенной на территории республики Мордовии вот уже больше года существует казачья община. 

В Московском казачьем кадетском корпусе им. М. А. Шолохова состоялась церемония принятия Торжественной клятвы кадета

В Московском  казачьем кадетском корпусе  им. М. А. Шолохова  состоялась церемония  принятия Торжественной  клятвы кадета

Перед началом мероприятия в зале Памяти и скорби Центрального музея Великой Отечественной войны от личного состава Московского казачьего кад...

Казак — он и в бронзе казак

Казак —  он и в бронзе казак

 

Россия неотделима от истории своей воинской славы. Наши предки называли Первую мировую войну 1914–1918 годов великой войной. В свое время она бы...

Таланты земли кубанской

Таланты земли  кубанской

 

Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в стране профес...

Гордость казачества Беларуси – «Батька–Атаман»

Гордость казачества  Беларуси – «Батька–Атаман»

 

Не так давно ансамбль казачьей песни «Батька Атаман» красивым и ярким концертом в КЗ «Минск» отметил свое пятилетие, свой первый мини-юбилей.&nb...

На родине Крюкова, на речке лазоревой...

На родине Крюкова,  на речке лазоревой...

 

И пускай заместо снега кроет

Землю лишь пожухлая листва,

Это всё не главное, второе...

Покрова, казачьи Покрова! 

Квест: история и виртуальная реальность

Квест: история  и виртуальная  реальность

 

Сейчас молодым людям надоели аттракционы, кинотеатры и торговые центры, все хотят развлечений интереснее, несущих в себе элементы экст...

Сказы и легенды виртуального мира

Сказы и легенды  виртуального мира

 

Второй ежегодный московский фестиваль Comic Con Russia объединил под одной крышей выставочного центра «Крокус Экспо» поклонников комиксов, манги...

 
 
 
 
 
 

Танец на острие ножа

Печать

Недавно автор этих строк присутствовал на совещании у атамана поселка Архипо-Осиповка Краснодарского края. Местные казаки обсуждали массу проблем, начиная о событий в Кущевской и Зеленокумске до молодежного антикавказского бунта на Манежной. После бурного обсуждения под крики «Любо!» на сцену Дома культуры вышел высокий молодой казак в черкеске, угрожающе сжимая в обеих руках матовые шашки. Казаки радостно загудели, хором запели местную шуточную песню «Ойся ты, ойся» и шашки, словно пушинки, взметнулась в воздух, обрисовав замысловатый полукруг.…

В танце «черкес» оказался подлинным вулканом воодушевления. Шашки порхали в его руках, как ласточки, выписывая в воздухе замысловатые узоры. А потом танцор взял в руки зажженные нагайки, и в зале потух свет. В полной темноте заплясали огненные змеи… Казаки взвыли от восторга. Когда зал взорвался аплодисментами, автор этих строк поспешил выполнить свой профессиональный долг - «зафиксировать» танцора за кулисами и принудить его к интервью. Попытка увенчалась успехом: потомственный кубанский казак Михаил Слоквенко, отложив в сторону шашки, рискнул пообщаться с прессой…

Нас сам Наполеон боялся…

- Михаил, каково твое мнение об указах Президента в отношении казачества?

- Давно пора. Теперь, наконец, станет ясно, кто казак, кто «ряженый», кто готов хоть завтра идти в пекло, а кто только на словах джигитует. Хотя у терских и кубанских давно все структурировано, теперь это получит официальное подтверждение - вот и все…

- Значит, казаки все-таки возрождаются? А вот СМИ все больше говорят, что золотая эра казачества миновала, обзывают казаков «ряжеными» и утверждают, что все это носит скорее декларативный характер…

- А вы скажите это нашим станичникам, которые дрались в Югославии, Чечне и Южной Осетии, и «снимите» их реакцию. Гарантирую: посмотрев им в глаза, сразу почувствуете себя как бабочка, залетевшая в морозильник.

Или поинтересуйтесь в той же Абхазии у местных жителей, как казаки брали Гагру и Сухум и по минным полям штурмовали Кодорское ущелье. Спросите у осетин, как наши хлопцы воевали под Цхинвалом, или у сербов. «Все мы помним заветы отцов: ради Родины, Бога и славы не жалеть ни себя, ни врагов» - так поется в старинной казачьей песне. И где бы ни воевали казаки, памяти предков они не посрамили. А насчет «ряженых»… В разгар перестройки казаки яростно отторгли официальную пропаганду, и свежеиспеченные идеологи, видя всю тщетность своих титанических усилий по нравственному разложению кубанцев, прозвали регион «красным поясом», а самих казаков - «ряжеными». Хотя в той же Иордании никто не рискнет назвать «ряжеными» личную охрану короля Абдаллы, набранную исключительно из черкесов. А они ведь тоже в черкесках ходят. Да, было дурацкое время, когда в реестровые казаки принимали чуть не по объявлению. Эти ребята, конечно, очень сильно испортили нам тогда обедню. Но когда настало время воевать - в той же Абхазии, Приднестровье, Грузии и Чечне, сразу стало ясно, кто - казак, а кто - по объявлению. «Ряженые» воевать не поедут, в атаку вверх по ущельям не ломанутся и под пулями пластаться не будут. А для казака это - его судьба, его выбор. Помните, еще Путин перед первой чеченской говорил, что во всей армии полка боеспособного найти не могли. А казаки - на секундочку! - дивизию выставили. И воевали они так, что сам Кадыров просил Путина вывести из Чечни нашу дивизию…

- Есть мнение, что Гражданская война и сталинские репрессии на корню подрубили казачество в России…

- Да, в те времена над нашим краем ревела страшная катастрофа. По воспоминаниям старейшин, в двадцатых годах Кубань вышла из берегов от пролитой казачьей крови. Мы ведь активно не приняли Советскую власть. Большевики царя убили и Бога отвергли, а мы - люди служивые и глубоко православные, мы присягу давали. Ну, как можно было нам такую власть принять? Вот и поднялась Кубань, и кровью умылась.

Вообще удивительная была установка государства: наших предков сам Наполеон боялся, а Советская власть из нас врагов сделала. Другие страны - та же Англия или Франция - отменных вояк из-за рубежа импортируют - в виде наемников-гуркхов или бойцов Иностранного легиона, а большевики решили весь казачий генофонд под нож пустить. «Казачество - единственный российский этнос, способный к самоорганизации, и посему подлежит уничтожению» - эти слова Троцкого у нас на Кубани все помнят, от мала до велика. Носители этого мессиджа старались на славу: грудных младенцев топтали конями, Георгиевских кавалеров убивали за крест на груди, а подростков - за надетую на голову папаху. Ну и мы в долгу не оставались. Наш поэт писал: «Их шашки в рубках бесновались, Никто не преклонял колен, И в плен станичников не брали - Те просто не сдавались в плен…»

Танцующий перед волками

- Михаил, кто автор этого оригинального боевого танца?

- Деды наши. Казачий боевой пляс родился в боях. И поэтому повторяет все движения шашкой и кинжалом в реальной схватке. У казака считалось высшей доблестью исполнить его на глазах у противника под свист пуль. Пусть враг знает, как он презирает опасность, пусть покой и сон потеряет. Даже если при этом пуля снайпера расчешет танцору волосы на прямой пробор, это только добавит ему куража. Был такой хороший фильм - «Танцующий с волками» с Кевином Костнером в главной роли. А танцующий перед врагом казак - это и есть «танцующий перед волками»...

- А что при этом чувствует танцор, как ты думаешь?

- Он чувствует, что за спиной у него - родина и рота, сотня сорвиголов - таких же, как он сам. Как гутарят в станицах старейшины, после хорошего танца у казака «душа подрывается». Еще этим танцем казаки себя «на бой разгоняют». Ребята рассказывали, что во время войны в Чечне многие солдаты и даже офицеры - этнические казаки (в основном терцы, конечно) - перед боем исполняли боевой пляс перед строем, чтобы завести, правильно «накрутить» личный состав. Я же только придумал свою постановку этого танца. Вроде получилось…

«Нохча ву?» - «Казак ву!»

- Твой танец неуловимо похож на лезгинку. Такое впечатление, что ты совместил кавказский танец на земле с танцем шашки в воздухе.

- Лезгинку в мире могут танцевать миллионы людей. Шашкой виртуозно владеют тысячи. Боевой танец с шашками - так называемый казачий пляс - могут продемонстрировать единицы. Совместить же лезгинку с казачьим плясом не пробовал никто. Вот я и решил попробовать. Я ведь казак, для меня шашка - мать родная. У нас говорят: мать казаку жизнь дает, а шашка продлевает. И когда она с шелестом и шипом выскальзывает из ножен, у меня в жилах кровь горит. Голос предков, наверное…

- Ну, москвичей ты ошеломляешь… А как гости столицы с Кавказа на твой танец реагируют?

- Этот танец иногда производит неизгладимое впечатление на легко возбудимое воображение горцев, и их захлестывают эмоции. Иногда они даже выбегали на сцену и поддерживали меня в танце. Как-то после одного из выступлений ко мне подошел один убеленный сединами чеченец, руку стал жать: «Нохча ву?» (Ты чеченец?) «Казак ву!» - отвечаю. «Слушай, я тебе за танец машину подарю!» Я отказался - в жесткой форме.

- А что, взял бы! В хозяйстве никак не помешает…

- Пусть нохча знает, что казаку от него ничего не надо. Что надо будет - сам возьмет.

- Кто учил тебя работать с шашкой и кинжалом?

- Никто. Я взял кинжал в руки, и они сами по себе пришли в некое упорядоченное движение. Наверное, сказалась генетическая память, казачий генный код. Так же, как я сел в первый раз на коня и поскакал. И ноги сами нашли стремя, а руки - поводья. Ну а в остальном полагаюсь на свою импровизацию и интуицию.

- Ну, шашка понятно. А нагайка зачем?

- Тоже боевое оружие. Очень опасное, между прочим. В миру казаки с ними на волков охотились, разбивая им на всем скаку головы вшитой в кончик плетки пулей. А на войне доставали неприятеля через бруствер или какое-либо другое препятствие. Одним ударом нагайки можно было, например, искалечить неприятеля, который прячется за углом дома, беззвучно снять часового или заарканить, слегка придушить и подтянуть к себе языка.

- А почему этот пляс придумали именно казаки?

- У них особая ментальность. Исторически казачество складывалось как живой, опасный и деятельный мир сильных людей. Энергия и фатализм, страсть и упорство - вот составляющие их природного характера. Они - люди пограничные, служивые, живущие рядом с кавказцами в условиях постоянного стресса. И психологически всегда готовы к тому, что завтра придется расстаться с жизнью. А на войне им зачастую приходится мечтать об одном: чтоб жизнь предоставила-таки возможность с достоинством и честью потерять ее. Непростая планида, между прочим. Поэтому и веселятся, и танцуют казаки по-особому - как в последний день перед боем.  

- О чем ты думаешь, когда танцуешь?

- Я думаю о своих братьях, сгинувших в кровавом молохе войн. А они, я надеюсь, в эти мгновения смотрят на меня сверху. Память - она тоже имеет свою эмоцию, причем сильную, и именно ее я стараюсь поймать и отразить на сцене. «Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие - как часовые…» - так кажется, писал поэт. Это и про нас тоже.

«Потеряем казачество - потеряем Россию…»

- Сейчас вся Россия в очередной раз находится на историческом перепутье, а у вас, казаков, как-то все просто и понятно. Даже неинтересно…

- Практика показывает, что мучительные поиски самоидентификации все равно заканчиваются тем, что ты обращаешься к заветам своих предков. Если, конечно, не сгинешь в процессе этих поисков от какой-нибудь наркоты, диссидентства и прочего дурмана. Так стоит ли огород городить? У нас на Кубани говорят: «Потеряем казачество - потеряем Россию». Наверное, именно поэтому сейчас в каждой станице, в каждом городе создаются  военно-патриотические клубы. Толчок к этому дали наши старейшины, которые заявили: «Либо наших детей заберем мы сами - под свое крыло, либо их заберет «церковь сатаны»…

- ?

- Так у нас на Кубани телевизор теперь называют. У нас в Архипо-Осиповке в семнадцатой школе такой клуб был создан одним из первых. Им и сейчас руководит Игорь Витальевич Шинкоренко. Активно готовит казачью молодежь к жизни и службе Юрий Иванович Буряков.

В любом случае, несмотря на все ужасы и катастрофы, бурный ренессанс казачества налицо, и теперь уже ничто не вышибет нас из седла… Потому и танцуем!

Игорь МОИСЕЕВ
фото автора
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самое  читаемое

Кто  на сайте

Сейчас 192 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша  фонотека

Песня "На урале"

{s5_mp3}na-urale.mp3{/s5_mp3}

Стихотворение "Казаки"

{s5_mp3}Natalia-zhalinina-kazaki.mp3{/s5_mp3}

Песня "Любо"

{s5_mp3}stih3.mp3{/s5_mp3}

 
 
 
 
Войсковое казачье общество