V  Международный литературный конкурс

 

 

Уважаемые братья-казаки и казачки!
Дорогие друзья!

Приглашаем вас принять участие в V Международном литературном конкурсе «О казаках замолвим слово». Положение о проведении литературного конкурса остается, как и ранее, неизменным. 

Читать положение о конкурсе

 

Анонс

Уважаемые читатели!

Вышел в свет очередной,
№1-2019 г номер журнала "Казаки".

Наряду с традиционными рубриками номера, опубликованы материалы об образовании Всероссийского казачьего общества, о V Большом Круге СКВРиЗ.

Знаковая статья - о геноциде казаков, 100-летие которого отмечается 24 января нынешнего года.

 ООО «Истоки» - предлагает издательско-полиграфические услуги по подготовке и выходу в свет книг, брошюр, альбомов, каталогов и другой печатной продукции.

Подробнее ....

 
 
 
 
 
 

Наши  новости

 
 
  • Содержание журнала Казаки №4 2015 г.

Служба казачья в центре России

Служба казачья в центре России

 

Среди реестровых войсковых казачьих обществ ВКО «Центральное казачье войско» считается самым молодым. Оно было образовано в декабре 1994&nb...

Встречи на сибирской земле

Встречи на сибирской земле

 

Осенью 2015 года в г. Красноярске, в конференц-зале Архиерейского дома, состоялась первая межрегиональная конференция «Духовно-нравственное окор...

Выставка «Золотая лошадь». Десятая, юбилейная

Выставка «Золотая лошадь».  Десятая, юбилейная

 

5 сентября в Ростовской области, на территории конезавода им. Первой Конной армии состоялась X выставка лошадей донской и буденно...

Таежный капитан

Таежный капитан

 

В старину русских путешественников люди восточные почтительно именовали «капитанами». Особенно тех, кто отличался офицерской выправкой и ходил п...

Реквием Албазинскому «сидению»

Реквием Албазинскому  «сидению»

 

Торжественная церемония перезахоронения защитников Албазина с участием амурских казаков 

Обреченность

Обреченность

 

Выражаю глубокую благодарность ветерану XV-го казачьего корпуса – Герберту Михнеру, уряднику 5-го Донского полка Юрию Болоцкову, Зигхарду фон Панн...

Поклонимся великим тем годам…

Поклонимся великим тем годам…

 

Такую акцию провели казаки хуторского казачьего общества «Марьинское» во главе с атаманом Игорем Сокуренко. Трем школам района Марьино горо...

Инвалид-колясочник проехал автостопом из Ростова-на-Дону до Курил

Инвалид-колясочник  проехал автостопом  из Ростова-на-Дону до Курил

 

Путешественник на инвалидной коляске Игорь Скикевич автостопом посетил 55 городов, посвятив свою экспедицию 70-летию Великой Победы, завершив св...

5 лет творческого пути

5 лет творческого  пути

 

В маленьком сибирском городке живет и процветает самобытный коллектив, умеющий свято чтить казачьи традиции, сохранять историю и культ...

Количество бездомных сирот в России за пять лет выросло почти в два раза

Количество бездомных  сирот в России за пять лет  выросло почти в два раза

 

С 2011 по 2015 год численность бездомных сирот в стране выросла с 70 тыс. до 128 тыс. человек. 

Пока суд да дело…

Пока суд  да дело…

 

В одной из исправительно-трудовых колоний, расположенной на территории республики Мордовии вот уже больше года существует казачья община. 

В Московском казачьем кадетском корпусе им. М. А. Шолохова состоялась церемония принятия Торжественной клятвы кадета

В Московском  казачьем кадетском корпусе  им. М. А. Шолохова  состоялась церемония  принятия Торжественной  клятвы кадета

Перед началом мероприятия в зале Памяти и скорби Центрального музея Великой Отечественной войны от личного состава Московского казачьего кад...

Казак — он и в бронзе казак

Казак —  он и в бронзе казак

 

Россия неотделима от истории своей воинской славы. Наши предки называли Первую мировую войну 1914–1918 годов великой войной. В свое время она бы...

Таланты земли кубанской

Таланты земли  кубанской

 

Государственный академический Кубанский казачий хор – старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в стране профес...

Гордость казачества Беларуси – «Батька–Атаман»

Гордость казачества  Беларуси – «Батька–Атаман»

 

Не так давно ансамбль казачьей песни «Батька Атаман» красивым и ярким концертом в КЗ «Минск» отметил свое пятилетие, свой первый мини-юбилей.&nb...

На родине Крюкова, на речке лазоревой...

На родине Крюкова,  на речке лазоревой...

 

И пускай заместо снега кроет

Землю лишь пожухлая листва,

Это всё не главное, второе...

Покрова, казачьи Покрова! 

Квест: история и виртуальная реальность

Квест: история  и виртуальная  реальность

 

Сейчас молодым людям надоели аттракционы, кинотеатры и торговые центры, все хотят развлечений интереснее, несущих в себе элементы экст...

Сказы и легенды виртуального мира

Сказы и легенды  виртуального мира

 

Второй ежегодный московский фестиваль Comic Con Russia объединил под одной крышей выставочного центра «Крокус Экспо» поклонников комиксов, манги...

 
 
 
 
 
 

Наступает время действовать

Печать

Недавно мне довелось проехать по землям Белгородчины, среднего и верхнего Дона. Впечатлений набралось превеликое множество. Красива наша земля, богата и плодородна.

Бывало выйдешь из машины размяться, а тебя тут же охватывает прожаренный летним солнцем степной ветерок, с терпким запахом горькой полыни, чабреца и иного пестрого разнотравья. Стоишь на косогоре и любуешься бескрайними полями, которым нет конца и края. Эх, до чего же здорово на душе становится от этакой красоты! Да вот только любоваться красотою одно, а жить и трудиться на земле, совсем другое.

Порой приезжаешь к станичникам в гости, расспро­сить их о житие-бытие, и слушаешь как на исповеди не­замысловатые житейские истории. А то втягивают тебя с горячие споры по истории казачества, ожидая твоего мнения в этом не простом вопросе. Но более всего спра­шивают о том, как живут другие казаки, какие у них про­блемы, как решают важные вопросы. Из года в год каза­ки обсуждают вопросы создания собственной экономиче­ской базы. Но при всей актуальности этого вопроса оты­скать в интернете положительные примеры успешного хо­зяйствования почти невозможно. Есть, конечно, успехи в этом направлении, но они скорее являются исключения­ми, чем правилом. Вот и получается, что казакам не у кого поучиться, как надо зарабатывать деньги. В этом смыс­ле казакам-горожанам гораздо проще, они имеют боль­ше возможностей найти подходящую работу, да и для го­сударственной службы у них имеются поболе вариантов.

Станичникам-сельчанам в этом плане намного труд­нее. Конечно, имеются интересные идеи и проекты. Слу­шаешь — и душа радуется, что люди не опустили руки, а напротив, придумывают что-то собственное, думая не столько о себе, сколько о России. И это без какой-либо хитринки, без всякого пафоса, а от чистого сердца и соб­ственного миропонимания. Гутарят казаки, а ты сидишь, киваешь в ответ на их слова и думаешь, что нельзя об­мануть или подвести этих людей. Грех это, на таких, как они Россия-матушка держится. Да только помочь им не­чем... Так и остаются интересные проекты  лишь бумаж­ками, без всяческой надежды на реализацию. Трудно ска­зать, отчего так происходит. Оно, конечно, не всем дано быть предпринимателями или фермерами. В этом деле мало желания, для этого ещё нужны способности, интуи­ция и знания, вера в собственные силы, понимание с чего начинать и как всё делать. Однако, в сравнении с другими начинающими предпринимателями казаки, несомненно, находятся в более выгодном положении, ведь за ними сто­ит атаман и братья-казаки, есть кому поддержать.  И всё же, даже такое явное преимущество, ни как не способству­ет дальнейшему развитию казачьего фермерства.

В разговорах с казаками я часто задаю прямой во­прос: «Вот, проснешься ты завтра, а у тебя окажется 100­300 га. земли, что ты с ней будешь делать?» Оно, может и не следует вот так, напрямки «давить», но без понима­ния того, что мало «возвернуть свою землю», нужно ещё иметь представление о том, что с ней дальше-то делать, без соответствующей материальной базы, позволяющей ее обрабатывать, собрать и сохранить урожай, умело реа­лизовать его да ещё заработать прибыль, не обойтись.

Есть успешные крупные агрохолдинги, а как начнешь «всё по полочкам раскладывать», так и выплывают огром­ные средства из бюджета, вложенные в эти самые агро­предприятия. Наглядный пример - агропредприятие в Ме­дыни Калужской области, один их успешных проектов бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова. Современная фер­ма, современный завод, великолепный жилой поселок, в котором коттеджи ничем не уступают домам «новых рус­ских», но при всем этом — это огромные средства, кото­рые столица вкладывала в содержание и развитие холдин­га. Сейчас это предприятие правительство Москвы наме­рено выставить на торги.

Жаль, если новые владельцы свернут начатую про­грамму. Хорошо бы, если это хозяйство передали во вла­дение Центрального казачьего войска, так сказать, под­держали не на словах, а на деле развитие казачьих агро­предприятий.

Так ведь не отдадут. Вот и получается, что «круг замкнут» и разорвать его ни как не удается. Деклараций о поддержке казачества, особенно в развитии сельскохозяйственных проектов, множество. Только складывается впечатление, что мы уподобляемся «лебедю, раку и щуке», когда каждая из сторон меньше всего думает об интересах казачества, чем о собственных интересах, особенно если это подкрепляется бюджетными ассигнованиями.

Справедливости ради, надо заметить, что есть несколько «приземленных» вариантов развития фермерских казачьих хозяйств, что в рамках федеральной целевой программы, реализуемой Минсельхозом России, дает хороший шанс. Но для этого необходимо внятно изложить и обосновать  все имеющиеся «плюсы» и «минусы» и взять на себя ответственность за конечный результат. А вот к этому, видимо, ещё не готовы.

Конечно, оно спокойнее, когда  постоянно, с настойчивостью, достойной применения к чему-то более значимому, поднимать и поднимать вопрос «о земле», при этом, реально не желая ее получить в свое распоряжение. Ни средств, ни сил содержать и обрабатывать землю нет. Отсутствует необходимая инфраструктура и материальная база. Всё это прекрасно понимают и, тем не менее, в очередной раз поднимают вопрос о «возврате казачьих земель».

Есть другое решение. Попробовать в одиночку начать хозяйничать. Такое решение встречается повсеместно, и не только у казаков. К сожалению, успешных фермеров можно пересчитать по пальцам. При этом, таким фермерам лучше не задавать «горячий» вопрос о происхождении стартового капитала, обидятся. Да и собственных проблем у них, как оказывается, гораздо больше, чем это может показаться с первого взгляда. Просто они молчат об них, не веря никому, особенно чиновникам.

Имеется ещё одно решение. Оно не ново и не претен­дует на ноу-хау, тем не менее, успешных примеров здесь предостаточное количество. Это решение заключается в кооперации усилий, где каждый участник отвечает за собственный «участок», а конечный продукт делится на всех. Во время своих экспедиций я неоднократно замечал огромные территории, занятые парниками. Особенно на пойменных приокских лугах. Встречались мне и хутора, где «специализировались» на разведении скотины. Как правило, этой деятельностью успешно занимаются пред­ставители азербайджанской, корейской или китайской диаспор. Например, в деревне Покровка, что располо­жилась по дороге к Куликову полю, уже несколько лет успешно хозяйствуют азербайджанцы, которые разводят скотину.

300 километров до Москвы позволяют регулярно до­ставлять свежее мясо, картофель и овощи, которые реа­лизуются в столице по хорошим ценам, давая стабильную прибыль.
 
Возможно ли такое? Возможно, и примером этому может послужить опыт Сретенского монастыря, который на территории Рязанской области в селе Красное выкупил земли развалившегося колхоза и создал кооператив «Вос­кресенье». По итогам хозяйственной деятельности еще в 2003 году этот кооператив был отмечен Государственной Столыпинской премией, как эффективный землеполь­зователь России. Сейчас силами монастыря и благотво­рителей в селе Красное идет реставрация великолепного краснокирпичного дворца, автором которого является архитектор Баженов. Казакам остается лишь мечтать о такого роде «кооперативе», хотя, казалось бы, чего проще открыть собственное предприятие. Здесь всё упирается в стартовый капитал. Собственных средств на это нет, а банки не готовы предоставить деньги без залога... В реше­нии этого огромную роль могут и должны сыграть атама­ны, которые, как мне кажется, должны выступать в роли «переговорщиков» и представителей интересов казаков­фермеров. Путем переговоров с руководителями местных органов самоуправления и жителями- пайщиками земель­ных наделов вполне реально получить в аренду довольно значительные земельные площади. Например, на тер­ритории Тверской области начался интересный проект «Максатиха», целью которого является создание методик для развития фермерских хозяйств. Этот проект очень ва­жен, поскольку позволяет «обкатать» юридическую про­цедуру оформления земли, решить вопрос с арендой или лизингом техники, заключить договоры с элеваторами, а также установить связи с торговыми компаниями- реа­лизаторами конечной продукции. Таким образом, в се­верной части Тверской области реально может появиться зона компактного проживания фермеров, что, несомнен­но, позволит разрешить многие проблемы, в том числе и в рамках «экопоселений», которые параллельно с фермер­ской деятельностью могут развивать экотуризм. Вместе с тем, чтобы стать привлекательными для бизнес-структур, так или иначе связанных с обслуживанием фермерских хозяйств и переработкой их продукции, необходимо соз­дать не менее 450-500 фермерских хозяйств, что, конечно, сделать силами одного лишь местного населения, невоз­можно. По этой причине к проекту подключились каза­ки, в частности- председатель Фонда Казачества Северо­Запада России Станислав Пирнач и его заместитель Илья Тюриков, которые предложили пригласить казаков, про­живающих на территории Казахстана, Киргизии и др. го­сударств бывшего Советского Союза. Кроме того казакам удалось заинтересовать проектом петербургского архи­тектора Валерия Носачева, который разработал проект будущей «казачьей станицы», где предусмотрена вся со­путствующая инфраструктура. Конечно, мечтать о хоро­шем деле никому не запрещается, но как быть с финан­сированием проекта? И здесь и казаки, и авторы проекта имеют собственное решение. Частично финансирование будет осуществляться за счет федеральных и региональ­ных целевых программ, но большую часть средств  плани­руется получить в рамках международного сопровожде­ния проекта, например, интерес к проекту уже проявила немецкая сторона.

В последнее время председатель правительства В.В. Путин неоднократно затрагивал вопрос о туристиче­ской привлекательности России и развитии внутреннего туризма. Эта задача ранее была поставлена Концепцией госполитики в отношении российского казачества.

Несомненно, казакам есть где развернуться, есть что показать. Внутренний туризм может стать прибыль­ным бизнесом, при этом не обязательно начинать все с «Мариотт-отеля», ведь на первоначальном этапе можно обойтись даже палаточными городками, тем более, что положения САНПиНа и Общероссийский классифика­тор услуг населению подробно очерчивают возможные формы и виды туристической деятельности. Приехать на день-другой, чтобы полюбоваться степными красотами, посидеть с удочкой или принять участие в небольшой экс­педиции желающих довольно много.

При этом можно на­ладить  регулярный обмен туристических групп, в состав которых входят кадеты-казачата, что пойдет только на пользу всему казачеству.

Наступает время действовать. Хочется надеяться, что казаки успешно реализуют все намеченные планы.

Евгений КУЛИКОВ

Объединив свободу и веру

Печать

Возрождение казачества идет на всем каноническом пространстве Русской православной Церкви, безусловно, начало этому процессу положила инициатива патриарха Кирилла взять казачество под свой омофор, под свое «духовное водительство» – эти слова, сказанные предстоятелем в Новочеркасске в 2009 году, глубоко запали в сердца казаков, где бы они ни жили: в России, в бывших республиках Советского Союза или в странах дальнего зарубежья, где они оказались по Промыслу Божиему. Посему тема конференции обозначена не случайно. Именно в плодотворном взаимодействии Церкви и казачества закладывается сегодня фундамент здоровой духовной жизни каждого казака и всего казачества.

Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории…. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества.

В истории казачества было много чудес. Чудо - это когда Бог Свою силу и Свою энергию соединяет с человеческой силой и человеческой энергией, когда Свою Божественную волю по свободной воле человека соединяет с человеческими деяниями. Тогда умножаются силы и совершаются великие деяния.

Под патронажем Синодального комитета Русской православной Церкви по взаимодействию с казачеством в городе Ставрополе состоялась Первая Межрегиональная научно-практическая конференция «Православие – духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения».

Доклад и выдержки из выступлений

Слово «казак» означает вольный человек, человек, любящий волю, любящий свободу. Собственно, так и возникло казачество, когда на эти южные земли стали переселяться те, кто любил свободу, кто любил волю. Поскольку земли были богатыми, то их надо было защищать. А потому с самого начала эти любящие волю и свободу люди вынуждены были силой оружия защищать свои дома и свои семьи. Но не все из них стали казаками. Любящие вольницу очень часто становились разбойниками. Известно, как много горя приносили эти люди, которые жили по своему разумению, по своему хотению и произволению, нередко употребляя силу оружия для того, чтобы творить беззакония.

А чем же казак, вольный человек, отличался от разбойника, вольного человека? Почему казаки боролись с разбойниками? Ведь и те, и другие любили волю, имели оружие, защищались. Почему одни стали называться казаками, а другие – разбойниками? Потому что казаки поняли, что одной свободы мало. Если человеку все дозволено, то человек становится зверем. Если не контролировать свою свободу, то начнешь жить по закону греха, творить беззакония и приносить зло. Казак - это вольный человек, который свою свободу и свою волю подчинил Божиему закону. Вот почему без веры православной нет и казачества. Так было в древности, так и сейчас. Если подставляет казак свою волю под волю Божию, если живет по закону, то тогда исполняет великие Божии слова.

Господь говорил о том, что Его учеником является тот, кто слово Его соблюдает. И именно таким ученикам открывается истина. И говорит Господь: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Не человеческое понимание свободы, не раскрепощение греха, похоти и страстей, а свобода во Христе, свобода, подчиненная нравственному закону. Тогда свобода соединяется с ответственностью, тогда любящий свободу человек становится казаком, а не разбойником. А тот, кто подставляет себя под закон Божий, начинает жить этим законом. И возникает любовь в сердце к людям, к своим ближним, родным, к своему Отечеству. Вот почему казаки всегда служили Отечеству, потому что свою свободу соединяли с нравственным Божиим законом, жили по совести. А как же жить по совести и не любить народ свой? Как же жить по совести и не любить Отечество свое? Вот потому свободным произволением брались они за меч, за шашку свою казацкую, когда надвигалась опасность над народом и над страной, и жизни своей не щадили, отстаивая свободу Отечества, сохраняя его независимость, непоколебимыми рубежи его.
 
За верность Богу, Церкви Православной, за жизнь по совести, за верность присяге и Отечеству пострадало казачество так, как, может быть, никто иной на земле нашей. И многим казалось, что память о казачестве погибнет и никогда сотни и сотни облаченных в казацкую форму не преклонят больше колен перед Господом и не обратят свою молитву к Царице Небесной. Но свершилось и это чудо. И сегодня мы как народ, может быть, не так быстро, как хотелось бы, но поворачиваем лицо свое к Богу, начинаем понимать, что жизнь человека может быть счастливой и радостной только тогда, когда свободу свою, Богом ему дарованную, он соединит с верностью Божиему закону и когда будет любить свое Отечество и своих ближних.

Пробуждается и возрождается казачество наше. Много еще испытаний и, наверно, проблем, которые нужно преодолеть и решить. Есть силы, которые хотят расколоть казачество и ослабить его мощь. Но самое главное должны помнить – и казаки, и все мы: если хотим, чтобы совершалось над нами чудо Божие, чтобы Бог приклонял к нам Свою милость, мы должны хранить веру в сердце, жить по совести, по Божиему закону, любя друг друга и любя Отечество наше. И тогда никакие соблазны, человеческие страсти, никакая борьба за власть, в том числе и в казачьем сообществе, не будут страшны, потому что будет являться Божия правда. И казачье сообщество будет сильным и непоколебимым, будет мощной опорой государства Российского, поддержкой Церкви, примером для народа.
 
В послании апостола Павла к Галатам апостол размышляет о том, что является плодом духа, то есть что является плодом веры, которая возгревает дух человеческий, внутреннюю жизнь оплодотворяет благодатью Духа Божиего. И удивительные слова произносит он: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера». Вдумайтесь, любовь – плод духа! Радость, вдумайтесь, радость – плод духа; не развлечение по телевидению, а только плод духа. Мир – никакого мира не будет, если люди не будут жить по закону духа. Долготерпение – как же нам нужно уметь терпеть, ни одна победа без терпения не обходилась. Благость – как мы нуждаемся в благости в отношении друг к другу, к окружающей нас природе, к миру Божиему, к живым существам; как нам не хватает этой благости, когда вместо нее приходит жестокость и способность убивать людей в мирное время, даже детей, несчастных крошек. Вера, кротость, воздержание, все это – плоды духа.
 
Ставропольская земля всегда была не простым регионом. Здесь проживали люди разных национальностей и вероисповедания. Но они умели жить в мире. Горцы с уважением относились к казакам: к их укладу жизни, морали, устоям, самоорганизации. А что казаки? А казаки с уважением относились к горцам: к их моральным устоям, к их нравственности, к их образу жизни. И получилось удивительное взаимодействие. Там и там сильная мораль, сильные традиции, сильная вера. С одной стороны мусульмане, с другой стороны – православные. Жили-то дружно вместе! Поэтому мне кажется, что тема возрождения нравственных основ нашей нацио­нальной жизни, перевод этой темы с плана второстепенного на первостепенный, развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам одновременно формируют, конечно, духовно сильную личность, которую будут все уважать.

Казаки всегда уделяли большое внимание подрастающему поколению, а иначе и нельзя: «Добрые дети – дому венец, а злые – конец!» Традиционно забота о детях в казачьих семьях не сводилась только к тому, чтобы накормить, обуть и одеть своих сыновей и дочерей. Казаки стремились к тому, чтобы передать детворе свою любовь к отчему краю, уважительное отношение к старикам, преданность Православной Вере и своей казачьей присяге.

На всех исторических этапах существования Российского госу­дарства одним из главных направ­лений деятельности образователь­ных учреждений являлось воспита­ние настоящих патриотов – людей готовых творчески созидать на род­ной земле, а при необходимости, за­щищать ее от неприятелей.

Сегодня, как и в прежние времена, наше го­сударство традиционно обращает­ся к образовательным учреждени­ям с важным социальным заказом на воспитание у детей и подростков патриотизма, подготовку их к буду­щей службе Отечеству на военном и гражданском поприще. Именно этот социальный заказ стал основой нашей деятельности по возрожде­нию и развитию казачьего образова­ния. Надеюсь, что скоро мы сможем уже говорить о популярности и выс­ших казачьих учебных заведений.

С кем взаимодействуют каза­чьи образовательные учреждения при организации воспитательной ра­боты с молодежью? Большую роль в духовно-нравственном воспитании детей и подростков играют священни­ки, которые окормляют деятельность казачьих образовательных учрежде­ний. Воспитанию лучших нравствен­ных, патриотических и эстетических качеств казачьей молодежи служит и учебный предмет «Основы право­славной культуры», который включен в основное расписание всех казачьих кадетских учебных заведений отдель­ным предметом.

Характерной особенностью ка­зачьей системы воспитания явля­ется высокая значимость духовно­идейных факторов (идей, идеалов, ценностей), исходящих из правосла­вия, выражающихся в общем смыс­ле казачьего образа жизни: защи­те, сбережении православной циви­лизации и актуализации на данной основе личностного образа, соот­ветствующего этому высокому ста­тусу.
Реализация поставленной цели с необходимостью предопредели­ла воспитание свободной, самодо­статочной личности – человека ка­зачьей культуры, осознающего свое жизненное предназначение и ответ­ственность перед казачьим обще­ством и Всевышним.

В системе ценностей казаче­ства исследователи-казаковеды пер­вое место справедливо отводят пра­вославной вере. Помимо основного своего мировоззренческого значе­ния, православие пронизывало мно­гие стороны жизни казачьего вой­ска, станичной общины, семьи.

Все это и многое другое говорит о том, что православная вера – осно­ва глубинных традиций казачества. Она была и остается великим достоя­нием народа, а не поверхностным яв­лением, навязанным, якобы извне.

Надеюсь, что эта конференция еще раз поможет казакам осознать, какую силу они представляют и ка­кую ответственность несут – на бла­го Православия и Отечества.

Дорогие друзья и соратники! Называю вас этим именем, пото­му что верю, что вы в своей жизни воплотите тот нравственный иде­ал, к которому призывает Церковь и станете верными и преданными защитниками Православия, казаче­ства и России!

«Я много раз говорил, что казак – это не тот, кто носит казачью фор­му, а тот, кто дух казачества содержит в себе. А этот дух неразрывно связан с православной верой – горячей силь­ной верой, с такой же горячей любо­вью к Родине, с готовностью защи­тить свой народ, свою страну», – под­черкивает Святейший Патриарх.

По мысли Его Святейшества, можно провести параллель между казачеством и монашеством в миру: «Не все ведь монахи живут в мона­стырях – есть и те, кто пребывает в миру, кто занимается своими дела­ми – служит на приходах, занимает­ся наукой, образованием, но остает­ся при этом монахом. Вот так и ка­заки. Они ведь тоже в миру – живут со своими семьями, работают на раз­ных работах, но в душе они должны оставаться казаками. И когда Роди­на или Церковь скажут, что нужна казачья доблесть и сила, они всегда должны быть готовы встать на защи­ту народа своего, Отечества своего».

Сегодня православные храмы становятся местом духовной консо­лидации казачества, именно в этих стенах казаки получают от Бога силу быть верными своему призванию.

В настоящее время не мало лю­дей, которые не просто атеисты, что неудивительно после советско­го периода, но уклоняются в расколы от Православной Церкви и язычество. И они при этом, несмотря 500-600 лет неразрывной связи казачества с Рус­ской Православной Церковью, смеют называть себя казаками.

Я обращаюсь ко всем при­сутствующим! Разве это возмож­но. Недавно в г. Подольске неболь­шой группой так называемых «каза­ков», вместе с раскольным «лжеепи­скопом» была образована «Казачья Свято-Кефальная Церковь». Причем было сказано, что это «воссоздание казачьей Церкви». Это полная ложь, так как никогда в истории не было такой Церкви.

На территории Ставрополья есть казаки-язычники. И все это за­ставляет нас говорить о том главном, духовном стержне – Православии в духовной жизни казачества и стоит назвать самозванцев своими подлин­ными именами и донести до казаче­ства, кто они на самом деле и сказать о том, что они никогда не были ка­заками и не являются таковыми се­годня. Это мы постараемся изложить в нашем Итоговом документе.

Желаю участникам Конферен­ции плодотворной работы. Благо­словение Божие да сопутствует вам во всех благих начинаниях!

Кирилл, Епископ Ставропольский и Невиномысский, Председатель Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством

Без опоры на образование у казачества нет будущего

Полноценное возрождение каза­чества в России невозможно без опо­ры на фундаментальное академиче­ское образование, заявил ректор Рос­сийского православного универси­тета игумен Петр (Еремеев), высту­пая 16 августа 2011 года на межре­гиональной научно-практической конференции «Православие – духовно­нравственный стержень казачьего ми­ровоззрения» в Ставрополе.

«Будущее казачества зависит от того, насколько новое поколение казаков окажется способно интегри­роваться в современную образова­тельную систему и воспользоваться лучшими возможностями, которые она дает», – считает ректор РПУ.

По его словам, современное ка­зачество «поставлено перед неиз­бежным выбором — превратиться в настоящую общественную, исто­рическую, социокультурную силу общенационального масштаба, либо оказаться на обочине общественных процессов, перерасти в глазах обще­ства просто в одну из групп, автори­тет которой не будет признаваться, потенциал которой будет слишком слаб».

«Есть опасность – позволить са­мим себе превратиться в ретроград­ную малообразованную социальную группу, которая в результате станет объектом иронии со стороны обще­ства», – отметил отец Петр.

Он рассказал про возможно­сти высшего образования для каза­ков, которые сегодня готов предо­ставить казакам Российский пра­вославный университет. По словам ректора, «современное конкурен­тоспособное православное образо­вание с опорой на мировые научно­образовательные стандарты, лучшие традиции мировой и отечествен­ной христианско-богословской мыс­ли, – это путь для современного ка­зачества не замкнуться в самом себе, не оказаться запертым в стенах этно­культурного гетто».

«Сегодня защита Отечества не может осуществляться лишь в одной плоскости – военной, не мо­жет выражаться только в обеспече­нии обороноспособности или право­порядка. Сегодня для тех, кто хранит и развивает славные традиции пред­ков, необходим целый комплекс зна­ний. Необходим прочный духовный образовательный базис, на который должна опираться развивающаяся молодая личность, в сочетании с си­стемой профессиональных знаний и навыков в одной из областей гума­нитарного знания. Именно такую мо­дель образования предлагает сегодня РПУ казачьему сообществу создавать вместе», – отметил игумен Петр.

Конференция «Православие – духовно-нравственный стержень ка­зачьего мировоззрения» была орга­низована Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством, Ставропольской и Невинномысской епархией, Терским войсковым каза­чьим обществом. Участие в конфе­ренции, прошедшей под председа­тельством руководителя Синодаль­ного комитета епископа Ставро­польского и Невинномысского Ки­рилла, приняли представители духо­венства, окормляющие казачьи об­щества, атаманы казачьих обществ, представители органов государ­ственной власти, общественные дея­тели, деятели науки, культуры и об­разования.

Игумен Петр (Еремеев)
Российский православный университет

Резолюция первой межрегиональной научно-практической конференции
«Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения»

Первая межрегиональная научно­практическая конференция «Православие – духовно-нравственный стер­жень казачьего мировоззрения» со­стоялась в городе Ставрополе 16-17 августа 2011 года по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Ставропольского и Невинномысско­го, Председателя Синодального ко­митета Русской Православной Церк­ви (Московский Патриархат) по взаи­модействию с казачеством при орга­низационной поддержке Ставрополь­ской и Невинномысской епархии, Тер­ского войскового казачьего общества и Ставропольского казачьего войска.

В работе конференции приняли участие представители Терского, Ку­банского, Донского, Волжского вой­сковых казачьих обществ, Союза ка­заков России, православного духовен­ства, окормляющего казачьи обще­ства, атаманы казачьих обществ, пред­ставители органов государственной власти, общественные деятели, деяте­ли науки, культуры и образования.

Оргкомитет зарегистриро­вал 112 человек участников конфе­ренции (72 представителя казаче­ства – Ставрополь, Ростов, Красно­дар, Москва, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осе­тия – Алания, Киргизия, других ре­гионов, 20 человек представителей священства и 20 человек представи­телей научного сообщества).

Главная цель состоявшегося ме­роприятия заключалась в отраже­нии и обобщении опыта, создания условий для реализации в казачьей среде задач по организации процес­са взаимодействия казачьих обществ с Русской Православной Церковью, а также механизмов формирования пространства духовно-нравственной культуры в казачьих обществах, ор­ганизациях, станицах и хуторах.

Участники конференции неод­нократно подчеркивали, что на про­тяжении двухтысячелетней истории Православия не было какой-либо от­дельной казачьей церкви, но всег­да – в России, в Украине и Беларуси – казаки были чадами Русской Право­славной Церкви. Именно Православ­ная Мать Церковь стремилась к увра­чеванию, доставшихся нам в насле­дие от советского прошлого, пагуб­ных ран нестроений и разделений в казачьей среде, обращаясь в равной мере и к казакам, вошедшим в ре­естр, и к тем, кто избрал иной путь.

По мнению участников конфе­ренции, принцип равного окормле­ния всех казаков наиболее полно на­ходит свое отражение в деятельно­сти казачьего священства, призван­ного волей Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, к духовно-нравственному окормле­нию казачьих обществ на всем про­странстве канонического влияния Русской Православной Церкви.

Участниками конференции были также рассмотрены вопро­сы общности исторических судеб Православия и казачества, обоб­щен опыт реализации совместных духовно-нравственных программ и проектов, имеющих своей целью не только духовно-нравственное окормление и воцерковление каза­чества, но и воспитание граждан­ственности, патриотизма, семейных ценностей, направленных на воз­рождение традиционного казачьего семейного уклада.

Были обсуждены многие наи­более важные проблемы казачества. Среди них одна из главных составля­ющих идеологию казачества в насто­ящий период его развития есть при­общение к Вере Православной, тра­диции которой в значительной мере утраченные казаками за 73 года ате­истической политики советского го­сударства. Именно поэтому за про­шедшие 22 года с начала возрожде­ния казачества общественные, а за­тем и реестровые казачьи организа­ции своей главной задачей ставили и ставят в настоящее время возвра­щение в Храм каждой казачьей се­мьи, помня слова Святейшего Патри­арха Московского и всея Руси Кирил­ла, что «Казак без Веры – не казак».

Воцерковление казаков, как от­мечали выступавшие, зависит от по­вседневного соработничества свя­щенника, атамана, казака и членов его семьи. От каждого казака во мно­гом зависит формирование право­славной духовно-нравственной об­становки в семье.

Многие выступавшие справед­ливо отмечали, что фактором, за­трудняющим воцерковление, явля­ется общая проблема нравственной и экономической ситуации в Рос­сии, утрата большинством населе­ния уверенности в обеспеченном и справедливом будущем детей, вну­ков и правнуков.

Участники конференции под­твердили, что казачество Рос­сии как часть русского народа, жи­вёт той же жизнью, что и всё обще­ство, его тревожит незавершенность и малоэфективность экономических и социальных реформ, безработица, развал многих предприятий на ме­стах, коррупция, терроризм, пагуб­ность ювенальной юстиции и про­блемы образования.

Тревогу участников конферен­ции вызывает обстановка в различ­ных регионах России, связанная с со­хранением православной культуры и исторических традиций россий­ского казачества. В выступлениях был сделан упор на необходимость развития у казачьей молодежи интереса к знанию истории казачества, его семейных традиций, возрождение Православных духовно­нравственных ценностей.

Еще раз со всей решимостью участники заявили: «Православие было и есть идеологическая основа казачьего мировоззрения».

Казачество на протяжении своего историко-культурного раз­вития реализовывало свою осо­бую, отличную от самодержавно­государственной доктрины, идею со­циального устройства. В основе каза­чьей идеи лежало общее стремление людей строить свои внутренние от­ношения не на принуждении и угне­тении личности, а на корневых тра­дициях славяно-русского народов­ластия, раскрепощающих личность во имя выполнения определенной смысложизненной миссии.

Учитывая характер состоявшей­ся дискуссии, участники конферен­ции заявляют о необходимости:

1. Активизации работы по ре­ализации принципов духовно­нравственного возрождения казаче­ства на прочном фундаменте Пра­вославного мировоззрения и миро­устройства, решительного осужде­ния любых проявлений настроений и разделений, призывов к расколь­нической деятельности в казачьей среде, уклонение казаков в языче­ство и сектантство.

2. Осуществления и координа­ции деятельности Русской Православ­ной Церкви, ее диалога и сотрудничества с казачьими обществами и обще­ственными объединениями казаче­ства, а также с органами государствен­ной власти и местного самоуправле­ния, осуществляющими взаимодей­ствие с казачеством, через активное сотрудничество с Синодальным Коми­тетом Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по взаимо­действию с казачеством.

3. Приобщения к основам Пра­вославной Веры членов казачьих об­ществ и общественных объединений казачества, членов их семей, способ­ствовать становлению их православ­ного мировоззрения;

4. Поддержки практики про­ведения Синодальным комите­том Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством информационно-обучающих семи­наров для атаманов и священни­ков. Перенести эти семинары в ка­зачьи регионы с упором на обмен опытом приходской жизни в каза­чьих станицах и хуторах и духовно­нравственного воспитания в каза­чьих семьях.

5. Поддержки усилий научных учреждений, общественных орга­низаций, издательств по разработке и изданию учебно-методических по­собий, обобщающих опыт духовно­нравственного окормления казачьих обществ и их объединений на всех уровнях: хуторских, окружных, вой­сковых, станичных, городских.

6. Внесения предложений в адрес Совета при Президенте Рос­сийской Федерации по делам каза­чества о создании «Общероссий­ской сетевой структуры казачьего Православного образования» по схе­ме: Российский Православный Университет – Университеты (филиалы) в регионах (Краснодар, Ростов, Став­рополь, Оренбург, Иркутск, Хаба­ровск, Красноярск).

Основываясь на принципах Пра­вославия, признания особой роли Русской Православной Церкви в фор­мировании духовно-нравственного облика современной России и опи­раясь на возрастающее значе­ние исторического, традиционно­культурного наследия православно­го казачества в условиях глобальных вызовов современной эпохи участ­ники конференции считают:

1. Обратиться к епархиальным архиереям и атаманам войсковых казачьих обществ с предложениями:

а) заключения договоров о сотрудничестве между казачьи­ми обществами и благочиния­ми (приходами) РПЦ, разработ­ки и целенаправленной реали­зации планов совместной работы по вопросам воцерковления и духовно-нравственного окорм­ления казачества;

б) заключение договоров о сотруд­ничестве между образовательны­ми учреждениями и приходами РПЦ казачьих округов по вопро­сам духовно-нравственного вос­питания и образования подраста­ющего поколения;

в) проведения постоянного мони­торинга участия членов казачьих обществ, включая их семьи, в ре­лигиозной жизни соответствую­щих приходов Русской Православ­ной Церкви в целях выработки соответствующих предложений по оптимизации процессов духов­ного окормления данной группы населения Российской Федерации.

2. Рекомендовать атаманам ка­зачьих обществ:

а) хранить, развивать и приумножать духовно-нравственные, патриоти­ческие и культурно-исторические традиции казачества; давать ре­шительный отпор любым попыт­кам раскола среди казачества и посягательств на Православ­ную Веру, ибо вне Матери Церкви не может быть благочестивого ка­зачества,

б) считать важным направлением в жизни казачьего общества фор­мирование традиций воинско­го братства, воспитания воинов Христовых, верных защитников православных устоев жизни об­щества;

в) способствовать реализации в ка­зачьем сообществе основопола­гающего принципа жизни каза­ка: «казак без Веры – не казак» че­рез практику воцерковления чле­нов казачьего общества и членов их семей;

г) способствовать активному вклю­чению членов казачьих обществ в жизнь православных приходов – регулярное посещение богослу­жений, участие в Церковных Таин­ствах;

д) развернуть работу по формирова­нию молодёжных православных казачьих организаций;

е) создавать казачьи духовно­патриотические клубы и опор­ные центры по патриотическому и духовно-нравственному воспи­танию казачьей молодёжи;

ж) поддержать инициативу Прави­тельства Москвы о проведении Всероссийского казачьего фести­валя в столице нашей Родины.

3. Поддержать проекты Концепции и примерной программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обуча­ющихся в казачьих кадетских кор­пусах, разработанную рабочей груп­пой Синодального комитета по взаи­модействию с казачеством.

4. Участники конференции поддерживают:

а) предложение обращения к губернатору Ставропольского края об открытии казачьего кадетско­го корпуса;

б) предложение Преосвященно­го Кирилла, епископа Ставро­польского и Невинномысского, о создании епархиального Сове­та атаманов для координации вза­имодействия казачьих обществ и приходов Русской Православной Церкви на территории края.

Участники конференции счита­ют необходимым направить настоя­щую резолюцию в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Совета при Президенте Российской Федерации по делам ка­зачества, Министерства региональ­ного развития Российской Федера­ции, Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-кавказском округе, руко­водителям казачьих регионов, Пре­зидентам Северо-кавказских респу­блик, епархиальным преосвящен­ным в казачьих регионах, атаманам войсковых казачьих обществ и об­щественных организаций казачества для учета в повседневной работе по­зиции участников конференции.

Слава Богу, что мы казаки!
Ставрополь, 16–17 августа 2011 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самое  читаемое

Кто  на сайте

Сейчас 52 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Наша  фонотека

Песня "На урале"

{s5_mp3}na-urale.mp3{/s5_mp3}

Стихотворение "Казаки"

{s5_mp3}Natalia-zhalinina-kazaki.mp3{/s5_mp3}

Песня "Любо"

{s5_mp3}stih3.mp3{/s5_mp3}

 
 
 
 
Войсковое казачье общество